Все выпуски | Реклама | Связь
Прием новостей | Мониторинг СМИ

23-10-2004 23:07:23
Быль и легенды купцов второй гильдии
Источник: Редакция

Фамилия Жариковых многим жителям города долгие годы почти ни о чем не говорила. Хотя старшее поколение владивостокцев, вероятно, помнит Жариковскую улицу, переименованную в советские времена в Детскую. Есть еще сохранившийся до нынешних дней топоним "Жариковский сквер". Увы, немногие с достаточной долей уверенности скажут, кто носил эту фамилию и за какие заслуги она была увековечена...
История владивостокских предпринимателей Жариковых началась в далеком 1874-м, когда в городе впервые появился один из представителей рода - Василий Анисимович Жариков. Он родился в Благовещенске предположительно в 1856 году, первым из десяти детей в многодетной мещанской семье. Получив домашнее образование, самостоятельно изучил корейский и китайский языки. После смерти отца-кормильца семья оказалась в трудном финансовом положении. Было решено сменить место жительства. Выбор пал на Владивосток - молодой и подающий надежды город. Как самому старшему и более расторопному из детей первому ехать поручили Василию. В возрасте 16 лет Жариков приехал во Владивосток, где сразу же занялся коммерцией. В течение десяти лет он готовил материальную основу для переезда всего семейства на новое место.
Работая приказчиком, Василий Жариков быстро накопил первоначальный капитал, позволявший открыть свое дело. В конце 1880-х он вместе с братом Григорием тоже вступил во Владивостокское купеческое общество. Сферой их деятельности стали мелкооптовая торговля, строительные подряды, они содержали винно-бакалейный магазин. В работниках у братьев Жариковых было много китайских и корейских рабочих, желавших сиюминутно исполнить любое распоряжение своих нанимателей. В сохранившихся расписках тех лет отражено коммерческое взаимодействие энергичных купцов.
Василий брал выгодные подряды на поставку стройматериалов и строительство в городе. Самыми значительными объектами, которые возводились при его участии (некоторые дома сохранились до сих пор), были здания ОИАК (ныне филиал Музея им. Арсеньева по ул. Петра Великого, 6), городского училища, Пушкинской школы (ныне надстроенное общежитие владивостокского предприятия "Эра" по ул. Карякинской, 33), городской больницы (ныне краевая клиническая больница № 1 по ул. Алеутской, 57), Арестный дом при Полицейском управлении (ныне пожарная часть по ул. Уборевича, 9а), Покровская церковь и другие. Причем некоторые работы - поставка стройматериалов для музея, училища, школы - Василий Анисимович выполнял безвозмездно, чем снискал к себе уважение и признательность горожан.
Большое семейство Жариковых проживало в разных частях города. Василий Анисимович сменил много мест, прежде чем капитально осесть у самого края оврага, впоследствии засыпанного и названного Жариковским, он был расположен по 1-й Портовой улице (позднее продолжение Светланской). Здесь он построил так называемое "имение", состоявшее из семи деревянных срубов. Стараниями семьи Жариковых засыпанный овраг превратился в сад.
Примерно в 1902 году на том же участке, по красной линии Светланской, Василий Анисимович выстроил трехэтажное кирпичное здание. Первоначально оно использовалось семьей как жилой дом, затем стало приносить доход. На первом этаже находился винно-бакалейный магазин Жарикова, на втором в разное время располагались инспекция строительных работ Владивостокского порта, гостиница "Европейская", некоторые коммерческие конторы. В 1913-м дом перешел городу. Впоследствии в каменном здании по ул. Светланской, 107 разместилась городская библиотека им. Гоголя, а ныне - филиал библиотеки им. Горького. В 1950-е при строительстве новой школы все деревянные строения были снесены.
Став действительным членом Общества изучения Амурского края и попечителем городского училища, в середине 1880-х Василий Жариков победил на выборах и возложил на себя более серьезные общественные обязанности - члена и доверенного лица городской управы, от имени которой разбирался с земельными жалобами и спорами, а также гласного городской Думы. За заслуги в общественно-полезной деятельности Василий Анисимович удостоился высочайше утвержденных наград: как торговый депутат с 1878-го по 1888 годы - серебряной медали "За усердие" для ношения на шее на Станиславской ленте; за труды во время холерной эпидемии 1890 года - той же медали на Анненской ленте; за участие в почетной охране был пожалован цесаревичем Николаем золотым кольцом с драгоценными камнями; как торговый депутат в 1896 году - золотой медали на Станиславской ленте; за труды по всеобщей переписи населения 1897 года - нагрудной темно-бронзовой медали на ленте государственных цветов.
В 1899 году Василия Жарикова как "человека христианского благочестия и преданного православной церкви" избрали церковным старостой Владивостокского Успенского кафедрального собора. В обязанности старосты входило ведение приходно-расходных книг, поддержание в исправности и пополнение ризницы церковной утварью, покупка по указанию причта церковного вина, свечей, ладана, сбор денег в церковный кошелек, прием всякого рода сумм, вкладов и приношений, наблюдение за состоянием иконостаса, зданий, оград, могил и памятников. С этими многочисленными обязанностями Василий Анисимович справлялся, о чем свидетельствовали благодарности и поощрения от Духовной консистории и регулярно продлевавшиеся сроки службы.
Купеческая расторопность и ответственность помогали Жарикову в любой ситуации. В отчете за 1900 год настоятель собора Муравьев писал: "Так как существующие колокола малы, то благовест и звон, которыми возвещаются различного рода богослужения, бывают слышны только на весьма незначительном расстоянии и не могут возбуждать того религиозного чувства, которое возникает при благозвучном благовесте и звоне, то церковный староста В.А. Жариков намеревается прибегнуть к подписке и на средства, доставленные ею, а также с присоединением к ним части церковных сумм выписать из Москвы новые колокола, своим звуком более приличествующие кафедральному собору..." Благодаря усилиям Жарикова колокола были приобретены в том же году и собор обзавелся подобающим звоном.
Помимо чисто хозяйственной работы, Василий Анисимович был ответственным за сбор средств на постройку нового кафедрального собора, который не построили в связи с началом русско-японской войны, активным членом Камчатского духовного братства, комитета православно-миссионерского общества, отделения епархиального училищного совета. В 1913 году в качестве церковного старосты Василию Анисимовичу поручили ответственную миссию от имени города присутствовать на торжествах по случаю 300-летия Дома Романовых. В должности старосты Жариков прослужил 15 лет.
Огромная общественная деятельность Василия Анисимовича, отнимавшая много сил и времени, не могла не наложить отпечатка на его коммерческие дела. В начале второго десятилетия 20 века множество мелких и крупных тяжб и судов с должниками и кредиторами, неуплаты по векселям вели к разорению. Взаимные неплатежи, знакомые современным предпринимателям, имели место и в те времена - они заставили Жарикова даже просить мирового судью о выдаче ему свидетельства о... бедности и неимении средств.
Чтобы как-то поправить положение, Василий Анисимович решился на продажу своего доходного дома, а потом и всего участка по Светланской. 7 июня 1913 года "имение" было продано городу за 50 тысяч рублей (немалая по тем временам сумма), и прямо в зале суда вырученные деньги полностью ушли кредиторам. Не оставив продавцу ни копейки, судебные приставы несправедливо удержали с него даже сумму в счет замощения улицы против бывшего участка. Обиженный Жариков обращался в городскую управу и Думу, но безрезультатно.
В середине 1970-х на одном из бывших участков семьи Жариковых между соседями возник спор, на чьей части приусадебного участка якобы находится "клад Жарикова". Чтобы прекратить страсти, одна из соседок написала заявление в милицию. Прибывшие сотрудники компетентных органов произвели соответствующие оперативные мероприятия, результат которых остался неизвестным.
Автор одной из недавних публикаций, пытаясь объяснить причины того, почему на глазах у всех рассыпается здание филиала библиотеки им. Горького, свалил всю вину на бывшего хозяина особняка Василия Жарикова - жадного-де купца, сэкономившего на строительстве и обрекшего здание на медленную смерть. Действительно, место, выбранное Жариковым в начале прошлого века под строительство, оказалось не вполне удачным в плане геодезии. Повышенная влажность в доме подтвердила через десять лет и городская комиссия, производившая его оценку для размещения библиотеки. Однако Жариков, строивший дом в апогее своей коммерческой деятельности, не мог экономить на геодезических работах, тем более что здание предназначалось для проживания его семьи. Кроме того, окончательному нарушению стоков подземных вод способствовало строительство в этом районе здания новой школы... Будет очень жаль, если мы потеряем не только историко-архитектурный памятник Владивостока, но и живую память о его бывшем хозяине, так много сделавшем в свое время для любимого города...

Источник: http://novosti.vl.ru/?f=lf&t=041015c01

"; ?>

 версия для печати версия для печати  послать другу послать другу

Яндекс.Новости

Яндекс.Новости  

"; } ?>
» 




Copyright c 2001-2004 интернет-издание Independent Content Group.

Используются технологии uCoz